Здравствуйте!

Дорогие друзья! Я рада, что Вы сейчас читаете эти слова!
Значит, Вы, как и я, хотите знать родной язык, родную литературу.
Надеюсь, мой блог будет Вам полезен и интересен. Итак, начинаем погружение...

понедельник, 9 февраля 2015 г.

Экранизации романа А. С. Пушкина "Капитанская дочка"

      Дорогие ребята, подключаем видеоматериал к нашим урокам. Перед вами три экранизации романа А. С. Пушкина "Капитанская дочка": два кинофильма и один телеспектакль.

      Что делаем на первом этапе?
     Смотрим... Количество просмотренного материала зависит от вашего желания поработать головой, расширить круг своих знаний.
     Сравниваем... Конечно, сначала надо сравнить с исходным материалом - романом А. С. Пушкина, а затем интересно будет сопоставить киноверсии между собой (естественно, сопоставлять будет интересно будет, кто посмотрит не одну экранизацию).
      Делимся... Высказываем свои мысли в комментариях. Специально не выкладываю список вопросов. Не хочется ограничивать ваш поток мыслей. :-)

Приятного просмотра!


1. Экранизация романа А. С. Пушкина "Капитанская дочка" (1958 год)
Фильм, к сожалению, нельзя посмотреть прямо на блоге (Мосфильм почему-то не разрешает...). По предложенной ссылке вы переходите на страницу Мосфильма на YouTube и наслаждаетесь фильмом там. :-)




2. Телеспектакль "Капитанская дочка" (1978 год)




3. «Русский бунт» — исторический фильм, снятый по мотивам произведений Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» и «История пугачевского бунта» (2000 год)



17 комментариев:

  1. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  2. После того, как Светлана Вячеславовна сказала нам оставить комментарий на блоге, я сразу загорелся желанием сделать это, ведь я любитель посмотреть фильмы.
    Экранизация в целом мне понравилась, хочу заметить что я стал смотреть фильм 1959 года, так как там играла известная в те времена актриса Ия Арепина, она сыграла роль Машеньки Мироновой, как раз так как я её представлял: Нежную, заботливую, бескорыстную.
    В фильме есть некоторые не сходства с книгой например: в книге достаточно подробно была описана сцена с воспитанием Петруши Гринева, но режиссер фильма видимо посчитал, что это не обязательно и поэтому не снял эту сцену.
    В самом конце фильма была показана казнь Пугачева, если честно я не понял зачем это было нужно, ведь как мне рассказывали мама и папа раньше не снимали сцен убийств. Видимо этим режиссер хотел передать какой Пугачев плохой, жестокий. Потому что только с такими людьми так расправляются!
    В заключении хотел бы сказать, что фильм мне очень понравился, в частности игра актеров и подборка музыки! Жаль что из ныне живущих людей еще ни кто не сделал фильм цветным. Как например это произошло с экранизацией "Золушка"!
    Всем советую посмотреть фильм, кто хочет вдуматься в смысл бунтов и просто сравнить с книгой.

    (Королев Даня 8"А")

    ОтветитьУдалить
  3. Даня, поздравляю: ты открыл нашу страницу отзывов. :-)

    Хочу поправить: фильм снят в 1958 году. Я исправила в сообщении блога ошибку.

    Замечательно, что ты сразу отметил различия в начале/ конце романа и фильма. Есть повод задуматься, зачем надо было режиссеру так изменять сцены в фильме.

    "Жаль, что ... еще никто не сделал фильм цветным". Даня, а почему ты хотел бы, чтобы именно этот фильм был цветным? Что для тебя изменилось бы в восприятии, понимании фильма?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. С появлением красок в фильме, мне кажется, было бы больше эмоций и сопереживание за героев, потому что когда мы смотрим практически монотонный фильм, как-то становится все однообразно и не интересно!
      Королев Даня 8"А"

      Удалить

  4. Я внимательно просмотрела телевизионный спектакль «Капитанская дочка» 1978 года по одноимённому произведению А. С. Пушкина. К сожалению, этот спектакль вызвал у меня тягостное впечатление и полное разочарование.

    Мне кажется, что авторы этого спектакля сделали инсценировку произведения А. С. Пушкина, не используя особенностей жанра телевидения и жанра спектакля. Я полагаю, что нужно было бы сделать грамотный сценарий, который, используя приёмы, свойственные телевидению, сделал бы спектакль живым и интересным.

    Как я понимаю, авторы пытались как можно ближе к оригиналу передать содержание произведения, не забывая даже употребить эпиграфы к каждой главе. Следуя букве произведения, они потеряли его дух, превратив повествование в откровенную тягомотину.

    Хочется заметить, что, несмотря на созвездие знаменитых артистов: Елена Проклова (Мария Миронова), Александр Абдулов (Пётр Гринёв), Леонид Филатов (Алексей Швабрин) и др., игра актёров практически отсутствует. Актёры превратились в «живые головы», которые пересказывают данный им текст. Пожалуй, исключением является игра Льва Дурова (Савельич). Кстати, именно таким я его себе и представляла, когда читала роман. Явный провал – роль Пугачёва в исполнении Владимира Самойлова. Мне кажется, что Пушкин не так представлял себе Емельяна Пугачёва. Нет ни его мощи, ни размаха, ни харизмы. Ничего...

    По моему мнению, спектакль похож на чтение Пушкина по ролям. Это, конечно, может представлять интерес для того, кто хочет ознакомиться с текстом произведения Пушкина, но живого действия не получилось, утрачена динамика. Главное, что развитие действия в этой постановке и действующие лица не вызывают тех чувств, которые испытываешь, читая роман.

    Из всего сказанного можно сделать вывод, что увлекательный роман, который читается на одном дыхании, в трактовке спектакля получился скучный, но сохранил свою познавательность.
    (Р. Мария 8 «Б» класс)

    ОтветитьУдалить
  5. Я посмотрела две экранизации повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Мне больше понравилась старая версия 1958 года. Но я на самом деле не люблю смотреть фильмы после того, как прочитала книгу, потому что они навязывают своих героев, своё видение данного произведения. Я совсем по-другому представляю каждого из них, их внешность, тембр голоса, характер. Больше всего мне понравилось как Емельяна Пугачева сыграл актер в фильме 58 года, потому что примерно так я и представляла разбойника. В более новой экранизации создалось впечатление, что казак жестокий, нерассудительный, очень вспыльчивый, необдуманно принимает решения, а как раз в черно-белом фильме актер передал дух казачества. Он кажется мудрым, более уравновешенным.
    Но в версии 2000 года прекрасно сыграла актриса Василису Егоровну. Она передала шарм властной женщины. Также у нее был прекрасный образ.
    Еще я заметила, что в обоих фильмах только вскользь упоминается о похождениях Петра Гринева во время поездки в Белогородскую крепость.Мне кажется, что это был достаточно значимый эпизод в повести и его можно было развернуть.
    Также в двух экранизациях видно, что 50 лет назад восприятие было другое. В современном фильме больше жестокости, агрессии и истерии героев.Мне это не импонирует Особенно тот кадр, когда ребенка у матери понесли на казнь, полностью меня выбил из колеи, смотреть дальше особого желания не было. . В черном-белом все более спокойно, и игра актеров более чувственная. Видно, что они вкладываются в каждую минуту, секунду, они проживают свою роль.Смотря версии 2000 года нет таких ощущений.
    И еще я не соглашусь с Даней, что лучше бы окрасили фильм. Просто мы привыкли к красочным фильмам, мы видим цвет волос, глаз, кожи. А тут можно самим пофантазировать и раскрасить фильм.
    (Селедчик Даша 8 "А")

    ОтветитьУдалить
  6. Я посмотрела кинофильм «Капитанская дочка» 1958 года, и мне понравилась эта картина. Я выбрала именно этот фильм, потому что мне захотелось посмотреть, что думают о романе А. С. Пушкина люди, живущие в середине ХХ века. Какие сцены запомнились мне больше всего?


    Во-первых, это первое появление Марии Мироновой, и реакция Петра Гринева на него. Я считаю, что оба актера прекрасно сыграли влюбленность и смогли передать ту палитру чувств, которая была у А.С.Пушкина. Хочется отметить, что Ия Арепина великолепно подошла на роль Машеньки не только по внешнему виду, но и по характеру.


    Во-вторых, одним из интереснейших моментов фильма, да и вообще романа в целом, является разоблачение Швабрина, заточившего Машу в комнате. Вячеслав Шавелич очень отчетливо изобразил все бесчестие, низость и глупость Швабрина. Эта картина запомнилась мне и, думаю, не вылетит из головы еще долгое время, потому что потрясла меня реалистичностью и прекрасной игрой актерского состава и интересным сюжетом.


    В-третьих, такая величественная и интереснейшая личность, как Пугачев не могла не остаться в моей памяти. Лукьянов, сыгравший Емельяна, передал его характер, отношение к жизни и мировоззрение, по моему мнению, именно так, как относился А.С.Пушкин к этой исторической фигуре. Казнь Пугачева, мне кажется, стала самым значимым фрагментом фильма, в то время как в самом романе ему отведена незначительная часть рассказа.


    И в конце, я хотела бы сказать, что мне очень понравился тот факт, что фильм черно-белый. Потому что я очень люблю старые вещи. И этот фильм не исключение.

    (Малова Полина 8Б)

    ОтветитьУдалить
  7. Я посмотрел кинофильм «Русский бунт», снятый по мотивам произведений Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» и «История пугачевского бунта» (2000 год). Он разжёг во мне различные чувства, в зависимости от конкретных объектов моего наблюдения в нём.

    Вообще, я самый настоящий поклонник фильмов, которые являются экранизацией ранее почитанных мной книг, но ещё больше я люблю делать наборот, то есть сначала смотреть фильм, а затем читать книгу, которая легла в его основу. Это порождает ещё более тесное и завораживающее переплетений между моими и авторскими(книги и фильма отдельно) образами всего происходящего. Тем самым создавая целый ураган несостыковок между ними.

    Итак, чем же примечателен именно этот фильм. Встречает нас отвратительное качество, вместе с занудным, монотонным и безжизненным закадровым голосом повествуещего , который “оживает” лишь во второй части фильма.

    Далее начинает развиваться сам сюжет. И здесь начинается одна из самых главных проблем этого фильма. Произведение сделано из отрывков, кусочков главного сюжета, между которыми нет никакой связи. И можно только догадываться, что произошло и почему (особенно это видно на эпизоде с допросом длительностью всего 1 МИНУТУ, 1 МИНУТУ И ВСЁ). Но режисёр на этом не остановился и решил окончательно сбить зрителей с цепи событий, переставив их в хаотичном порядке. (Так прошли первые 30 минут фильма). Ещё тема пропущеной главы не была затронута вовсе, что меня поразило.

    К музыкальному сопровождению и декорациям претензий нет и быть не может, всё выполнено на высшем уровне. Хочется отдать должное музыкантам и всем консультантам по историческим костюмам, архетиктуре, оружию и т.д. (Э.Маклакова, Н.Куликов, А.Малинов, И.Комаров, О.Саксонов)

    Далее актёрская игра. Здесь мои мнения разбились на два враждующих лагеря. Первый хороший, а конкретно Пётр Андреевич Гринёв (Матеуш Даменцки), Маша Миронова (Каролина Грушка),которая мастерски перевоплотилась после жестокого поступка Швабрина в Белогорской крепости, Василиса Егоровна (Наталья Егорова), Екатерина Вторая (Ольга Антонова) её иностранный акцент был посто великолепен, а также неподрожаемый Бопре, “играющие” глаза которого оставили во мне запал радости на весь фильм. Все вышеперичисленные мной актёры мастерски раскрыли свох персонажей: показали их характер и отношение друк к другу.

    Второй лагерь плохой. Здесь поселился Емельян Пугачёв, сыгранный Владимиром Машковым. Он грубый, вспыльчивый, несправедливый и самое главное я не почувствовал этого “особого” отношения к Петру Гринёву, следовательно не понял неоправдонного поведения Бунтовщика.

    Я не советую эту экранизацию к просмотру, так как она только портит ощущения от великолепного романа А.С. Пушкина “ Капитанская дочка”.
    (Костыгов Григририй 8А класс)

    ОтветитьУдалить
  8. Начну с того, что я посмотрела лишь один фильм из представленных выше. Это была экранизация романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 1958 года. В целом, фильм мне понравился, но как и в любой экранизации есть некие тонкости, которые не остались незамеченными. И мне хотелось бы о них рассказать.

    Если рассматривать фильм с точки зрения содержания, то он снят максимально по тексту Александра Сергеевича. Необычным было то, что начался он не с начала произведения, а со второй главы, однако по мере развития действия были некие ссылочки к детству Петра Гринёва. И несмотря на то, что не все диалоги были точь-в-точь как в романе, на идею «Капитанской дочки» это ни капли не повлияло.

    А вот подбор актеров удивил. Признаться честно, совсем не такими я представляла себе главных героев! До сих пор не перестаю удивляться, какое у всех людей разное мышление! Порой наше воображение очень живо рисует картинку в голове, опираясь лишь на обобщенные данные, но потом никак иначе ты себе это произведение уже не представляешь! Так произошло и с этой экранизацией. Маша Миронова всегда казалась мне брюнеткой, а не блондинкой, и когда этот персонаж появился в фильме, я её не сразу узнала! Пусть у Пушкина она и имела светло-русые волосы, но всё же мой разум отказывался это признавать. Я рассчитывала на другую комплекцию, в общем, на совсем отличную внешность. Да и чувств, интонаций, акцентов, реакций я ожидала других. Я не смею утверждать, что Ия Арепина плохо сыграла, нет, просто это не её роль, не её типаж.

    Да и Петруша Гринёв (Олег Стриженов) в моем воображении представлялся другим. Не столь смазливым, а более «земной» внешности. В свою очередь Алексей Швабрин мне виделся не худым и щуплым, а среднего телосложения с отвратительным, но загорелым лицом. В фильме же актёр Вячеслав Шалевич кажется болезненно белым из-за контраста с чёрными волосами (фильм-то не цветной). Зато воплотил он Швабрина отменно!

    Наиболее понравился мне в этом фильме Сергей Лукьянов в образе Емельяна Пугачева! Этот персонаж вызвал у меня больше всего положительных эмоций несмотря на то, что в романе у Пушкина он был для меня явным антагонистом! Пожалуй, увидеть это гениальное воплощение Емельяна Пугачёва – одна из главных причин смотреть данный фильм!

    Остальное же – декорации, костюмы – вполне соответствовали моим ожиданиям и были гармоничным фоном происходящих событий.

    Хочу отметить, что хоть фильм и черно-белый, это никоем образом его не портит. Более того, придает ему своеобразный шарм, возвращает назад во времени. Я считаю, что раскрасить его было бы ошибкой, он бы потерял свою уникальность, отличительную от нынешнего кинематографа черту!

    Моё заключение – фильм «Капитанская дочка» нужно смотреть! Для меня это было полезное сравнение двух разных точек зрения на одно произведение. Но я уверена, что каждый сможет открыть в нём что-то новое для себя.

    ОтветитьУдалить
  9. Я посмотрела экранизацию повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Читая произведение и просматривая фильм, испытываешь совершенно разные чувства. Мне кажется, в частности это ощущение создаётся из-за того, что Пушкин и Каплуновский (режиссер данного фильма) неодинаково относятся к Пугачеву, его восстанию и к его поступкам в целом. В своем романе Пушкин, описывая Пугачева, относится к нему с уважением, в некоторых моментах даже превознося его. В кинокартине же режиссер в какой-то степени пытается показать свою ненависть к этой личности. Примером этому служит финальная сцена, в которой во всей мере показана жестокая казнь Емельяна.
    Что касается актёрской игры, у меня остались исключительно положительные эмоции. Казалось бы, читая книгу, герои представлялись мне абсолютно иными. Возможно, это оттого, что собраны великие актеры, такие как Олег Стриженов в роли Петруши, Ия Арепина в роли Маши, Сергей Лукьянов, игравший Пугачева, Ирина Зарубина в роли Василисы Егоровны, Анатолий Шишков в роли Савельича и многие другие. Было множество моментов, над которыми хотелось размышлять и размышлять. В восторг привела имитация отношений Маши Мироновой и Петра Гринева Ией Арепиной и Сергеем Лукьяновым, актеры сыграли искреннюю и чистую любовь, начинавшуюся с приездом Петруши в Белогорскую крепость.
    В целом, фильм чудесный, есть множество различий с произведением Пушкина, но это не мешает приятным эмоциям после просмотра. Смотреть всем ;)

    ОтветитьУдалить
  10. Я посмотрела фильм «Русский бунт» снятый по произведению Пушкина «Капитанская дочка». Я выбрала именно его, так как из всех трех он самый современный, а я не особый поклонник старых фильмов.
    Сказать что фильм мне понравился я не могу. Единственное что заставило меня досмотреть его до конца это интересный сюжет (который собственно не является заслугой данного кино, за это я благодарю Александра Сергеевича). Все актеры говорили монотонно, без ярких эмоций. У меня во время просмотра было куда больше эмоций, чем на лице Петра Гринева с вечно открытым ртом. Весь сюжет как то искривлен, исковеркан. В данном случае могу точно сказать: читайте книгу! Если бы я смотрела не прочитав перед этим книгу, то все впечатление бы испортилось и я бы расценивала повесть «Капитанская дочка» как не интересное, довольно скучное произведение.
    Что касается плюсов этого фильма, то в защиту могу сказать лишь одно – костюмы и декорации действительно хороши. Здесь они постарались на славу. Я вообще очень люблю когда антураж хорошо продуман и выполнен. Это сразу погружает в фильм и ты начинаешь верить что это все и правда происходит у тебя на экране.
    Фильм смотреть не советую, но если вы все таки решитесь потратить 2 часа своей жизни на просмотр «Русского бунта» ОБЯЗАТЕЛЬНО сначала прочитайте повесть «Капитанская дочка».

    ОтветитьУдалить
  11. Посмотрев "Капитанскую дочку"(1958), я могу сказать,что это фильм-ужас! Не зря он представлен в черно-белом цвете. Я не могла смотреть его без сострадания к Емельяну Пугачеву. Да,именно таким я себе его и представляла. Грозный,великий,жестокий,но при этом милостивый и в душе добрый. Мне было очень жаль Емельяна Пугачева. Конечно,он знал на что идет. Осознавал неизбежную гибель,но в его сердце еще таилась надежда на спасение. Нет не бегство.
    Что касается такого главного героя ,как Петр Гринев,так он не вызвал у меня никаких эмоций. Ну мальчик и мальчик,ну влюбился он,вырос,стал мудрее,берег честь смолоду. Но как в романе А.С. Пушкина я не испытывала восхищение им,так и в фильме.
    Очень хорошо со своей ролью справилась матушка Марии Ивановны-Василиса Егоровна. Такая настоящая русская женщина. Со своим мужем и в огонь и в воду. Будем с ним и в горе и в радости. Актриса замечательно справилась с такой трудной ролью! Настоящий матриархат в семье Мироновых царил.
    В общем,я советую почитать книгу "Капитанская дочка". Так читатель прочувствует всех героев лучше. Возможно,поймет почему участники событий поступают так или иначе.

    ОтветитьУдалить
  12. Я посмотрела экранизации романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка», и мне очень понравился кинофильм 1958 года. Мне больше интересен старый, так как думаю, что в нём больше чувств и эмоций в отличии от более поздних постановок.

    Самый яркий персонаж для меня был Емельян Пугачёв, образ бунтовщика, разбойника которого великолепно передал Сергей Лукьянов. Характер, поступки, произвела впечатление сцена сказки старой калмычки. Я думаю, что Пучачёв отображается как человек с положительными качествами, умным, рассудительным, благородным. Он так и притягивает своим обаянием, смекалкой, отодвигая остальных героев на второй план.

    Ия Арепина, сыгравшая роль Машеньки Мироновой. Показалась мне очень нежной, скромной, любящей, хрупкой девушкой, как я и представляла её облик. Она превосходно показывает чувства с Петром Гринёвым, готовой на всё, чтобы быть вместе с возлюбленным.

    Вячеслав Шалевич (Швабрин) отлично преподносит личность Алексея Ивановича, как эгоистичного, подлого человека с низкими поступками. Мужчину способному на предательство, ложь, обман, а также держать женщину взаперти против воли.

    Но были и некоторые отличия от произведения А.С.Пушкина:
    Не показана целая глава о воспитании Петруши Гринёва, возможно режиссёр не нашёл в этом интересного, начав фильм со сцены с бураном. В романе не говорилось столь подробно о сцене казни Пугачёва, как он поднимался, извинялся перед народом.

    Я советую всем посмотреть этот фильм. Замечательная экранизация с отличными актёрами, костюмами и декорациями.
    (Зайцева Рита 8Б)

    ОтветитьУдалить
  13. Замечательно, ребята, что вы, в отличие от остальных, нашли время посмотреть экранизации романа А. С. Пушкина "Капитанская дочка"!

    Ваши комментарии заставили меня пересмотреть некоторые сцены, т.к на ряд деталей при просмотре я не обратила внимание. СПАСИБО!

    На уроке обязательно продолжим обсуждение! :-)

    ОтветитьУдалить
  14. Я просмотрел телеспектакль "Капитанская дочка" 1978 год.Сразу предупреждаю,что всё ниже написанное чисто моё сугубо личное мнение и не нуждается в ответной критике и не подлежит обсуждению.
    По моему мнению это просто ужасное и отвратительное ЗРЕЛИЩЕ!Столько диалогов и все они медленный,скучные не интересные.Актёрская игра деревянная и вызывает ощущение наигранности и наоборот где-то кто-то не доигрывает.Возможно в 1978 году это было интересно и актуально.Но с точки зрения современности это каменный век до нашей эры.
    Работа режиссёра заключалось в снятии спектакля!А получилось,что всё время смотришь один кадр,который меняется крупным или обобщающим планом.Никакого движения и развития сюжета нет!Мы как смотрели набор диалогов в начале так мы и будем смотреть до конца.
    Шум на заднем плане,отсутствие хоть какой-то музыки,ужасная актёрская составляющая и жутко раздражающий один план делает это ВИДЕО отвратным.Но есть и хороший момент:отличные костюмы и декорации,а также...нет это всё.Никому не рекомендую к просмотру,не теряйте времени.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Никита, советую тебе посмотреть теперь киноверсию. Начни с фильма 1958 года. Там будет и движение, и смена кадров, и музыка...

      Я предупреждала, что лучше сначала посмотреть кино, а потом телеспектакль. :-) Молодец, что не испугался начать с самого тяжелого варианта!

      Удалить