Здравствуйте!

Дорогие друзья! Я рада, что Вы сейчас читаете эти слова!
Значит, Вы, как и я, хотите знать родной язык, родную литературу.
Надеюсь, мой блог будет Вам полезен и интересен. Итак, начинаем погружение...

среда, 2 апреля 2014 г.

Как лучше понять героев "Тараса Бульбы"?

        Что же, дорогие друзья, подходит к концу наша работа с удивительной повестью Н. В. Гоголя "Тарас Бульба". Мы уже с вами много что сделали:

1) заполнили Google Формы "Мой Тарас Бульба" , составили и обсудили совместное 7А и  7Б кл. облако слов "Мой Тарас Бульба",
2) посмотрели на YouTube или на блоге одноименный фильм В. Бортко и высказали свое отношение к фильму на совместной виртуальной доске Рadlet,
3) сравнили ряд эпизодов повести и фильма по вопросам на блоге,
4) подготовили  Google Презентации с письмами героев повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба",
5) ребята составили из ваших презентаций совместный электронный сборник "Письма в Запорожскую Сечь".

         Как же лучше понять героев повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба"? Ответ мы искали сегодня вместе на уроке (презентация для урока ЗДЕСЬ).

         P.S.Здесь не все работы, т.к. некоторым лентяям надо закончить свою работу. Их "письма" чуть позже будут выложены здесь же как ссылки, ведущие на Google Презентации.

         Намеренно в сборнике оставила несколько работ с удивительными и непонятными ляпами или в содержании, или в оформлении. Хочу проверить вашу внимательность. :-))
        К сожалению, опять при загрузке презентации в Calameo произошли неприятные изменения с текстовым материалом (где-то сильно уменьшился шрифт, где-то "уехал" текст). Попробую вечером перегрузить.

       Итак, шуршим страницами, читаем, думаем, комментируем...

24 комментария:

  1. Мне кажется, что эта работа по повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" была наиболее интересной и актуальной из всех работ, посвящённых этому произведению. После прочтения всех писем, остается приятное ощущение, даже лучше сказать понимание многогранности и образованности учеников 7А и 7Б классов. Но всё же есть несколько досадных недочётов.
    Относительно работ, мне сразу бросилась в глаза переписка, выполненная Гриппом Маратом и Ситкиным Максимом. Название работы "Письма Остапа и Андрия", но когда я стала читать, то сразу же нашла ошибку, а именно переписка велась от лица Остапа и Тараса Бульбы, а не Андрия и Остапа. И больше всего меня, можно сказать, позабавило, что письмо, адресованное Тарасу Бульбе, было написано в Санкт-Петербург, учитывая то, что события повести Н.В. Гоголя разворачиваются в пятнадцатом веке, а это значит между 1401-1500, Санкт-Петербург же был основан гораздо позже - в 1703 году. Не говоря уже о том, что казаков в помине не было на территории нынешнего Санкт-Петербурга. По моему, это было самое большое несоответствие в данной работе.
    И, увы, хочу отметить переписку Маши Рябовой. Её письма показались мне немного чёрствыми и сухими, и тот факт, что она большую часть текста не придумала сама, а просто переписала в нужной последовательности, не даёт мне покоя. Моё мнение, нужно было пропустить через себя ту ситуацию и писать своими словами, чего Маша не сделала. Хотя, может быть, что я уже и придираюсь.
    Ну, а теперь к приятностям. Хочу поделится впечатлениями о двух, наиболее интересных мне работах. Очень понравилась, да не то чтобы понравилась, я просто в восторге от идеи Риты Зайцевой! Так неординарно подойти к работе я бы не додумалась никогда. Сама мысль связать два времени, уже заслуживает похвал, а задать действительно взволновавшие тебя вопросы, и попытаться на них ответить с точки зрения Тараса Бульбы, придает свежесть и смелость переписке.
    Но так же хороша и работа Андрея Черняева. В его переписке мне очень понравилось то, что он использовал устаревшие и, скажем так, иностранные слова. Мне этот факт сразу же помог погрузиться в атмосферу того времени, той Украины.
    Прошу не винить за то, что написала только о тех работах, которые запали в голову и в душу. И отдельно хочу поблагодарить Светлану Вячеславовну за такую хорошую возможность пофантазировать и выразить свои мысли.
    P.S.: Не знаю, как у остальных, но у меня в книжечке, если потянуть за уголок, страница не переворачивается, а просто увеличивается текст, или это так и должно быть?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Аня! У меня страницы переворачиваются. :-)))

      Оказывается, Андрей Черняев выполнял свою работу вместе с Даней Королевым, но в презентации Даню они забыли указать. Хотя бы в комментариях сообщим о двух забывчивых авторах.

      Удалить
  2. Я считаю что эта работа была интересна конечно мне жаль что моя работа не попала в сборник. Хочу рассмотреть работу Кастыгова Григория и Соловьёвой Алёны. С моей точки зрения эта работа показывает как плюсы так и минусы.
    Из плюсов:
    1)Интересное письмо
    2)язык похожий на старый
    3)хороший сюжет письма
    4) просто понравилось :)
    Из минусов
    1)есть расхождение в тексте например Тарас на время учения своих сыновей жил у себя дома а не в Запорожской Сечи. Да и чая у казаков не было.

    Вот такое мнение о их работе да и о работе в целом немало плюсов и чуть чуть минусов.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Максим, мне тоже жалко, что ты так и не закончил свою работу. :-( А так хотелось, чтобы все могли ее прочитать! Надеюсь, в следующий раз увидеть тебя в совместном сборнике.

      Интересно, а почему ты решил, что казаки не пили чай? Где ты об этом узнал?

      Удалить
  3. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  4. Больше всего мне понравилась переписка матери с Андрием, авторами которой являются Окунева Анна и Калмыкова Анна.
    Во-первых, эти письма очень трогательны и сентиментальны. Очень хорошо раскрыта любовь матери к сыну, а также нежное и внимательное отношение Андрия к своей матушке.
    Во-вторых, в переписке использованы специфические обороты речи, характерные для людей того времени.
    В-третьих, очень понравилась фантазия автора про волка, корову, молоко. Честно говоря, мне бы это в голову не пришло.
    Минус этих работ в том, что в них "море" пунктуационных ошибок.
    (Соловьёва Алёна 7А)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, вслед за Анями ты тоже написала трогательный отзыв. Сразу видно, что письма девочек взволновали тебя! :-)

      Удалить
  5. Работа оказалась интересной. Чтобы написать хорошее письмо, надо было вжиться в роли, что мне и понравилось.Хороши были письма Калмыковой Анны и Окуневой Анны. В их сочинении мне понравилось язык, которым они писали. Письма были интересными, хотя и не несли особого смысла. Просто переписка сына и матери.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вика, не соглашусь с тобой, что переписка матери и сына бессмысленна. Она позволяет нам заглянуть в душу казака - сына, а не воина. Кроме того, подумать и судьбе бедных матерей, жен, которые всю жизнь ждали своих мужчин с войны...

      Удалить
  6. Работа была очень необычной и интересной. После прочтения писем, я увидела, как интересные идеи, так и множество ошибок. Но я бы хотела выделить для себя работу Ани Окуневой и Ани Калмыковой. Для меня переписка между матерью и сыном показалась тёплой, нежной, заботливой. Интересная идея с волком и курятником, то, что Андрий соскучился по настоящему и родному молоку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рита, интересное и точное определение переписки матери и сына - заботливая! Слово, которое мы ни разу не упомянули на уроке, в облаке слов. А ведь есть, действительно, это качество в отношениях героев повести Н. В. Гоголя.

      Хотелось бы, чтобы анализировалась не одна работа. :-)

      Удалить
  7. Все работы хороши. Во всех виден полет фантазии. Но больше всех мне понравилась совместная работа Калмыковой и Окуневой Ани. Возможно это потому, что их работа шла первой и после нее все остальные казались похожими, но не только поэтому. Мне безумно понравилось описание в подробностях жизни матери и того, как она ведет хозяйство. Когда я читала это, у меня было ощущение, что я действительно читаю настоящее письмо матери Андрию или же, письмо написанное Н. В. Гоголем, но по какой-то причине не вошедшее в повесть "Тарас Бульба". Так же, работа Аней поразила меня своей трогательностью. Я почувствовала настоящую материнскую заботу, особенно в фразах "Больше времени проводите на воздухе" или "поаккуратней там с Тарасом". Письма написаны действительно очень правдоподобно. Я говорю девочкам: "БРАВО!"
    (Кисельер Юля 7Б)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, согласись, наверное, В. Бортко тоже после прочтения повести Гоголя показалось, что образ матери молодых казаков незаслуженно отошел на задний план. Поэтому в фильме появились эпизоды, которых не было в тексте, но которые позволили нам лучше понять, как жила семья Тараса Бульбы.
      Девочки, как мне кажется, раскрыли по-новому и мать, и сына.

      Удалить
  8. Этот вид работы был для меня новым. Мы работали в парах в презентациях. Но всё таки для меня более удобны и интересны работы в больших группах (4-6 человек) или самому, но это моё личное мнение. Несмотря на это хочу сказать спасибо Светлане Вячеславовне за предоставленную возможность.
    А теперь перейдём к работе, мне понравилось использование у многих ребят устаревших слов, которые помогают погрузиться в то время, в ту разговорную речь. Особенно, я бы хотел отметить работу Анны Калмыковой и Анны Окуневой, они постарались на славу, и получилась отличная работа.
    Однако в их работе есть как плюсы так и минусы: я считаю, что первая половина письма матери перегружена домашними проблемами, образовавшимися странными способами, перечисленными матерью, ну, а вторая часть и ответное письмо очень порадовали, в них можно почувствовать, ту самую речь, которую я очень хотел услышать в этой работе и по содержанию, и по наличию устаревших слов, про ответное письмо, ("какой вопрос такой и ответ")
    Ещё к сожалению, в этом замечательном сборнике мне пришлось выделить неподобающую ему работу Гриппа Марата и Ситкина максима. Работа не содержит грамматических и орфографических ошибок, зато она переполнена фактическими ошибками, ошибками в оформление, содержании, она почти нечитаемая из-за ошибок в расположении, размере, цвете картинки и ужасного КРАСНОГО ТЕКСТА!!! А также содержит нелепую ошибку в названии, которую так хорошо описала в своём комментарии Окунева Анна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гриша, не соглашусь, что письмо матери перегружено деталями домашнего быта. Она же всю свою жизнь только и занималась домом, с утра до вечера решала хозяйственные проблемы. Для нее важно, чтобы всем дома было сыто, тепло, уютно...

      Молодец, что заметил странное цветовое оформление работы мальчишек. Мне очень тяжело было читать... А грамматические, орфографические и даже пунктуационные ошибки, к сожалению, там тоже есть. :-(

      Удалить


  9. Анализируя представленные работы, я пришла к выводу, что для успешного её выполнения необходимо сочетание как миниум нескольких факторов:
    1. Необходимо хорошо знать текст произведения и владеть знанием быта, образа жизни и характеров героев. Опираясь на данные знания, возможно выполнение задания "Письма в Запорожскую Сечь", так как его содержание должно соответствовать сюжетным линиям и характерам героев, их поведению в различных ситуациях. На мой взгляд с этой задачей справились многие достаточно успешно. Хотя были некоторые ошибки. Например, авторам сочинения - Ани Калмыковой и Ани Окуневой - не мешало бы внимательно прочитать текст повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба", хотя бы в учебнике литературы стр. 173-174, где даётся описание дома Тараса Бульбы, из которого видно, что это было крепкое хозяйство, а не старый, покосившийся дом, который вот-вот развалится. Кроме того, по хозяйству им помогали работники, например, красивые девки-прислужницы, прибиравшие комнаты.
    2. Нужно хорошо владеть реалиями определённого исторического периода, знаниями исторического момента и событий, которые происходили в данный период времени. К примеру, "Письмо из Санкт-Петербурга" явно нарушает принцип историзма, так как упоминается город, которого в тот период не было.
    3. Очень важно правильно употреблять речевые обороты и выражения, характерные для того периода времени, так как именно это создаёт определённый исторический колорит и является важнейшей речевой характеристикой героев, что непременно должно было быть отражено в "Письмах". К сожалению, с этой задачей справились единицы. Во многих сочинениях имеются определённые историко- лингвистические "ляпы". К примеру, обращение: " Уважаемый Тарас Бульба..." или " Дорогие учителя бурсы...", а так же многие другие речевые обороты сочинения Тани Киреичевой, Насти Ланцовой и Наташи Румянцевой явно не соответствуют исторической эпохе, но задумка хорошая.
    4. Кроме того, для данной работы необходимо обладать талантом писателя, чтобы стиль письма соответствовал речевому стилю Н. В. Гоголя. И приветствуется полёт фантазии, благодаря которой, базируясь на имеющихся знаниях о произведении, можно создать что-то новое и интересное. У некоторых фантазия "зашкаливала" , как например, с посылкой молока в Запорожскую Сечь, у некоторых была оригинальна, как у Риты Зайцевой с письмом из настоящего в прошлое, а у других, к сожалению, отсутствовала.
    На мой взгляд, все эти факторы успешно сошлись в сочинении Костыгова Гриши и Соловьёвой Алёны. Мне кажется, что это одно из самых удачных сочинений.
    Большое спасибо Светлане Вячеславовне, которая учит нас думать и размышлять. Даже делая свои и исправляя чужие ошибки, лучше понимаешь изучаемый материал. Спасибо за интересное задание, так как в такой увлекательной форме невольно углубляешься в тему и становишься настоящим знатоком и любителем литературы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Позволю себе возразить против комментария к нашему письму, поскольку я достаточно внимательно читала повесть "Тарас Бульба" и считаю неправильным беспочвенно нас обвинять, а что касается того, что дом у Тарас был крепким, а в нашем письме нет, то и этому найдётся объяснение: после сильной грозы не каждый даже очень сильный дом выдерживает. И то, что у матери есть множество девок-прислужниц, не заменяет мужскую силу и мужское присутствие в ведении хозяйства. Я могу согласиться со здравой критикой, но с предвзятым отношением согласиться не могу. Извини, если чем-то обидела.

      Удалить
    2. Маша, такое внимательное чтение работ ребят, внимание к деталям похвально!

      Мне не хватило в твоем отзыве деталей со знаком "+". Тебе же понравилась работа Алены и Гриши. Почему бы не начать свой анализ с подробного описания их работы? Ребятам было бы очень приятно. :-)

      Удалить
  10. Калмыкова Анна, 7 Б кл.

    Уже не первый год нас радует замечательная книжка, в которой собраны самые разные рассказы, а на этот раз здесь поместились письма очень талантливых ребят, которые как мне кажется, без трудностей, но с усердием выполнили эту работу.
    Хочу отметить письмо Андрия и панночки (автор Андрей Черняев).
    Эта работа получилась очень милой и трогательной.
    На протяжении всей повести "Тарас Бульба" мне безумно нравились такие персонажи, как Андрий и панночка. Именно они разбавляли эту ,казалось бы грубую повесть.
    Андрею удалось передать столь нежные чувства,но мне кажется,что слово "ибо" можно было бы и употреблять поменьше :)
    Пожалуйста,прошу принять эту небольшую критику,как небольшую помощь.

    Хочу поблагодарить всех,кому понравились наши письма с Аней Окуневой :)))
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. "Андрею удалось передать столь нежные чувства"
      Аня, может, ты еще не знаешь, но это писали Андрей и Даня (я об этом написала в комментариях выше). :-)

      Согласна, ребята у нас талантливые! В мальчишках благодаря этим письмам я смогла увидеть еще одну грань таланта. Все время приходится парням напоминать, какие они способные, одаренные. :-)))

      Удалить
  11. Все работы хороши по-своему. Но хотелось бы выделить работу Ани Окуневой и Ани Калмыковой. Во-первых, очень легко читается. Во-вторых, мне понравился язык, которым они написаны. В-третьих, они не стали брать основной сюжет из книги, а взяли бытовые проблемы, которых нет в повести. И еще интересно, что мать написала Андрию, а не Остапу, значит по версии девочек между матерью и младшим сыном были более теплые отношения, чем между страшим.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Даша, спасибо, что показала нам письма матери и сына под таким углом. Действительно, интересно, почему мать написала письмо Андрию, а не Остапу. И что было бы, если такое письмо получил Остап?

      Удалить
  12. Спасибо, ребята, за ваши отзывы! Так долго не отвечала, т.к не хотела вам мешать, предполагала, что лентяи присоединятся к нам. Но увы... :-((

    Как всегда, приятно было читать подробный анализ работ, который многие из вас подготовили. Но в этот раз меня удивили два момента.

    1. Почему-то больше всего анализировали работу двух Анн. Письма, и правда, хороши. Но смущает, что работа девочек стоит первая в сборнике, а про остальные письма ребят вы говорите очень мало. Не связано ли это с тем, что вы дальше не читали? Странно, что не возникло желание комментировать другие работы. Там есть что проанализировать, отметить и плюсы, и минусы.

    2. Задело, что некоторые из вас забыли главное правило отзыва: сначала укажи положительные, сильные стороны работы, похвали, а потом уже можно в корректной форме давать рекомендации, что было бы неплохо изменить в работе. Не забывайте об этом! Мы ведь друг у друга учимся! :-)))

    ОтветитьУдалить