Здравствуйте!

Дорогие друзья! Я рада, что Вы сейчас читаете эти слова!
Значит, Вы, как и я, хотите знать родной язык, родную литературу.
Надеюсь, мой блог будет Вам полезен и интересен. Итак, начинаем погружение...

четверг, 9 декабря 2010 г.

Читательская грамотность российских учащихся 15-летнего возраста

7 декабря были открыты результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA-2009. Перед вами печальный анализ уровня и качества читательской грамотности российских школьников.


Читательская грамотность российских учащихся 15-летнего возраста
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
1. Уровень и качество читательской грамотности 15-летних учащихся стран определялись по среднему баллу представительной выборки учащихся по международной шкале, распределению учащихся стран по уровням грамотности, а также профилю овладения различными элементами грамотности.
Средний балл российских учащихся по читательской грамотности в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Российские учащиеся по данной области занимают 41-43 место среди 65 стран с учетом ошибки измерения (см. таблицу 1).
Самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся двух стран ОЭСР – Республики Корея (539 баллов) и Финляндии (536 баллов). Однако учащиеся Шанхая (города центрального подчинения Китая), которые впервые приняли участие в исследовании PISA в 2009 году, показали еще более высокие результаты – 556 баллов. В пятерку лучших стран и территорий Гонконг (Китай) – 533 балла и Сингапур – 526 баллов.
2. В соответствии с уровнями читательской грамотности, установленными в исследовании PISA, число 15-летних учащихся России, готовых относительно адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,6% (в среднем по ОЭСР – 81,4%); из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов в России 14,3% (28,6% в среднем в странах ОЭСР). Не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 27%, что на 8% больше, чем в странах ОЭСР. Эти учащиеся не достигли порогового уровня читательской грамотности (2-го уровня по международной шкале).
В России ведущим является 2-ой уровень читательской грамотности, обслуживающий самые элементарные житейские ситуации (общественные, деловые и учебные), требующие минимальной опоры на письменное сообщение. В странах ОЭСР ведущим является 3-ий уровень читательской грамотности, что дает основание предсказывать более высокую успешность 15-летних учащихся развитых стран в различных ситуациях реальной жизни, где ориентация происходит с опорой на текст.
3. Анализ тенденций, проявившихся за девять лет (с 2000 по 2009 годы), показывает сложную картину изменения читательской грамотности российских учащихся 15-летнего возраста: значимое снижение в период с 2000 по 2003 годы (с 462 баллов до 442 баллов), сохранение результатов с 2003 по 2006 годы (440 баллов) и повышение результатов практически до значений 2000 года за период с 2006 по 2009 годы.
За девять лет процент российских учащихся, чьи достижения в международном тесте были ниже порогового уровня (2-го уровня по международной шкале), не изменился; число учащихся, продемонстрировавших высокие результаты, соответствующие 4-6 уровням читательской грамотности, снизилось на 2%.
4. Гендерные различия, характерные для всех стран, включая и Россию, не изменились за 9 лет: российские девушки неизменно демонстрируют более высокую читательскую грамотность, нежели юноши. Средний балл девушек в 2009 году в России составил 482 балла (в странах ОЭСР – 513), а юношей – 437 (в странах ОЭСР – 474).
5. Российские 15-летние учащиеся в 2009 году демонстрируют относительную умелость в извлечении нужной информации и интерпретации авторских сообщений и слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению.
В читательском профиле российских учащихся за девять лет существенно (на 18 баллов) вырос показатель «умение находить и извлекать информацию из текстов», однако не менее существенно (на 14 баллов) уменьшился показатель «умение осмыслять и оценивать сообщения текстов».
Результаты исследования убедительно показывают, что России, как и большинству стран мира, предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамоте в ее сегодняшнем понимании. Среди первостепенных:
•  Сбалансировать развитие трех основных читательских умений, составляющих читательскую грамотность.
•  Оказать адекватную помощь двум группам педагогического риска: самым «слабым» и самым «сильным» читателям – обеспечить достижение порогового уровня читательской грамотности большинством учащихся и создать условия для более полного раскрытия способностей талантливой молодежи.
•  Обратить особое внимание на чтение мальчиков.
О том, что эти задачи решаемы, говорит опыт стран, сумевших этого добиться за девять лет, прошедших между исследованиями PISA-2000 и PISA-2009. Мониторинг качества образования с помощью теста PISA не дает прямого ответа на вопрос, КАК воспитывать читателей, способных к самостоятельному обучению с помощью текстов. Однако некоторые опоры для педагогических действий в желательном направлении заложены в описании уровней читательской грамотности, которые последовательно осваивает каждый читатель. Благодаря данным, предоставленным исследованием PISA-2009, мы знаем, что и в России, и в развитых странах мира больше половины 15-летних учащихся научились с помощью печатного текста ориентироваться в житейских ситуациях. Однако число учащихся, которые этому еще не научились, в России вдвое больше, чем в странах ОЭСР. Число учащихся, которые научились использовать тексты для того, чтобы учиться – осваивать новые, не только житейские понятия, в России вдвое меньше, чем в странах ОЭСР.
Представляется целесообразным с этой точки зрения проанализировать все материалы для чтения, которые функционируют в школе. При этом следует обратить особое внимание на 5-7 классы. Дело в том, что в международном мониторинге PIRLS отечественное образование продемонстрировало чрезвычайную успешность выпускников начальной школы. PIRLS изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. Четвертый год обучения принято считать важнейшим рубежом в формировании главного результата современного образования – умения учиться. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования.
Итак, мы располагаем следующими фактами.
•  Российские четвероклассники (по данным PIRLS 2001 и 2006 годов) обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения.
•  Основное чтение для обучения (прежде всего – обучение по учебникам истории, географии, биологии и пр.) начинается в 5-7 классах.
•  К 9-10 классу (по данным PISA 2000, 2003, 2006, 2009 годов) читательская грамотность российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов.
Логично предположить, что на переходе из начальной в основную школу должны быть обеспечены педагогические условия, превращающиеся готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение молодых людей за порогом школы.
Таблица 1.
Результаты стран по читательской грамотности*
 
Страна
Средний балл
Стандартная ошибка измерения
Место страны среди других стран
1
Шанхай (Китай)
556
(2,4)
1
2
Республика Корея
539
(3,5)
2-4
3
Финляндия
536
(2,3)
2-4
4
Гонконг (Китай)
533
(2,1)
3-4
5
Сингапур
526
(1,1)
5-6
6
Канада
524
(1,5)
5-7
7
Новая Зеландия
521
(2,4)
6-9
8
Япония
520
(3,5)
5-9
9
Австралия
515
(2,3)
8-10
10
Нидерланды
508
(5,1)
8-16
11
Бельгия
506
(2,3)
10-14
12
Норвегия
503
(2,6)
10-18
13
Эстония
501
(2,6)
11-21
14
Швейцария
501
(2,4)
11-21
15
Польша
500
(2,6)
11-22
16
Исландия
500
(1,4)
12-19
17
США
500
(3,7)
11-25
18
Лихтенштейн
499
(2,8)
11-23
19
Швеция
497
(2,9)
13-26
20
Германия
497
(2,7)
14-26
21
Ирландия
496
(3,0)
15-27
22
Франция
496
(3,4)
14-27
23
Тайвань
495
(2,6)
17-27
24
Дания
495
(2,1)
18-26
25
Великобритания
494
(2,3)
19-27
26
Венгрия
494
(3,2)
16-27
27
Португалия
489
(3,1)
23-31
28
Макао (Китай)
487
(0,9)
27-30
29
Италия
486
(1,6)
27-31
30
Латвия
484
(3,0)
27-34
31
Словения
483
(1,0)
30-33
32
Греция
483
(4,3)
27-37
33
Испания
481
(2,0)
30-35
34
Чешская Республика
478
(2,9)
31-37
35
Словацкая Республика
477
(2,5)
32-37
36
Хорватия
476
(2,9)
33-39
37
Израиль
474
(3,6)
33-40
38
Люксембург
472
(1,3)
36-39
39
Австрия
470
(2,9)
36-41
40
Литва
468
(2,4)
38-41
41
Турция
464
(3,5)
39-43
42
Дубай (ОАЭ)
459
(1,1)
41-43
43
Россия
459
(3,3)
41-43
44
Чили
449
(3,1)
44-44
45
Сербия
442
(2,4)
45-46
46
Болгария
429
(6,7)
45-50
47
Уругвай
426
(2,6)
46-50
48
Мексика
425
(2,0)
46-49
49
Румыния
424
(4,1)
46-50
50
Таиланд
421
(2,6)
47-51
51
Тринидад и Тобаго
416
(1,2)
50-52
52
Колумбия
413
(3,7)
50-55
53
Бразилия
412
(2,7)
51-54
54
Черногория
408
(1,7)
53-56
55
Иордания
405
(3,3)
53-58
56
Тунис
404
(2,9)
54-58
57
Индонезия
402
(3,7)
54-58
58
Аргентина
398
(4,6)
55-59
59
Казахстан
390
(3,1)
58-60
60
Албания
385
(4,0)
59-60
61
Катар
372
(0,8)
61-63
62
Панама
371
(6,5)
61-64
63
Перу
370
(4,0)
61-64
64
Азербайджан
362
(3,3)
63-64
65
Кыргызстан
314
(3,2)
65
* В этой и последующих таблицах светло-серым цветом выделены страны, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла по странам ОЭСР, белым цветом - страны, средний балл которых не отличается ниже среднего балла по странам ОЭСР.  
Здесь же вы можете ознакомиться с результатами математической и естественно-научной грамотности российских школьников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий