Читательская грамотность российских учащихся 15-летнего возраста
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. |
1. Уровень и качество читательской грамотности 15-летних учащихся стран определялись по среднему баллу представительной выборки учащихся по международной шкале, распределению учащихся стран по уровням грамотности, а также профилю овладения различными элементами грамотности.
Средний балл российских учащихся по читательской грамотности в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Российские учащиеся по данной области занимают 41-43 место среди 65 стран с учетом ошибки измерения (см. таблицу 1).
Самые высокие результаты продемонстрировали учащиеся двух стран ОЭСР – Республики Корея (539 баллов) и Финляндии (536 баллов). Однако учащиеся Шанхая (города центрального подчинения Китая), которые впервые приняли участие в исследовании PISA в 2009 году, показали еще более высокие результаты – 556 баллов. В пятерку лучших стран и территорий Гонконг (Китай) – 533 балла и Сингапур – 526 баллов.
2. В соответствии с уровнями читательской грамотности, установленными в исследовании PISA, число 15-летних учащихся России, готовых относительно адекватно использовать более или менее сложные тексты для ориентации в повседневных ситуациях, составляет 72,6% (в среднем по ОЭСР – 81,4%); из них готовых к самостоятельному обучению с помощью текстов в России 14,3% (28,6% в среднем в странах ОЭСР). Не готовых ориентироваться с помощью текстов даже в знакомых житейских ситуациях в России 27%, что на 8% больше, чем в странах ОЭСР. Эти учащиеся не достигли порогового уровня читательской грамотности (2-го уровня по международной шкале).
В России ведущим является 2-ой уровень читательской грамотности, обслуживающий самые элементарные житейские ситуации (общественные, деловые и учебные), требующие минимальной опоры на письменное сообщение. В странах ОЭСР ведущим является 3-ий уровень читательской грамотности, что дает основание предсказывать более высокую успешность 15-летних учащихся развитых стран в различных ситуациях реальной жизни, где ориентация происходит с опорой на текст.
3. Анализ тенденций, проявившихся за девять лет (с 2000 по 2009 годы), показывает сложную картину изменения читательской грамотности российских учащихся 15-летнего возраста: значимое снижение в период с 2000 по 2003 годы (с 462 баллов до 442 баллов), сохранение результатов с 2003 по 2006 годы (440 баллов) и повышение результатов практически до значений 2000 года за период с 2006 по 2009 годы.
За девять лет процент российских учащихся, чьи достижения в международном тесте были ниже порогового уровня (2-го уровня по международной шкале), не изменился; число учащихся, продемонстрировавших высокие результаты, соответствующие 4-6 уровням читательской грамотности, снизилось на 2%.
4. Гендерные различия, характерные для всех стран, включая и Россию, не изменились за 9 лет: российские девушки неизменно демонстрируют более высокую читательскую грамотность, нежели юноши. Средний балл девушек в 2009 году в России составил 482 балла (в странах ОЭСР – 513), а юношей – 437 (в странах ОЭСР – 474).
5. Российские 15-летние учащиеся в 2009 году демонстрируют относительную умелость в извлечении нужной информации и интерпретации авторских сообщений и слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению.
В читательском профиле российских учащихся за девять лет существенно (на 18 баллов) вырос показатель «умение находить и извлекать информацию из текстов», однако не менее существенно (на 14 баллов) уменьшился показатель «умение осмыслять и оценивать сообщения текстов».
Результаты исследования убедительно показывают, что России, как и большинству стран мира, предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамоте в ее сегодняшнем понимании. Среди первостепенных:
• Сбалансировать развитие трех основных читательских умений, составляющих читательскую грамотность.
• Оказать адекватную помощь двум группам педагогического риска: самым «слабым» и самым «сильным» читателям – обеспечить достижение порогового уровня читательской грамотности большинством учащихся и создать условия для более полного раскрытия способностей талантливой молодежи.
• Обратить особое внимание на чтение мальчиков.
О том, что эти задачи решаемы, говорит опыт стран, сумевших этого добиться за девять лет, прошедших между исследованиями PISA-2000 и PISA-2009. Мониторинг качества образования с помощью теста PISA не дает прямого ответа на вопрос, КАК воспитывать читателей, способных к самостоятельному обучению с помощью текстов. Однако некоторые опоры для педагогических действий в желательном направлении заложены в описании уровней читательской грамотности, которые последовательно осваивает каждый читатель. Благодаря данным, предоставленным исследованием PISA-2009, мы знаем, что и в России, и в развитых странах мира больше половины 15-летних учащихся научились с помощью печатного текста ориентироваться в житейских ситуациях. Однако число учащихся, которые этому еще не научились, в России вдвое больше, чем в странах ОЭСР. Число учащихся, которые научились использовать тексты для того, чтобы учиться – осваивать новые, не только житейские понятия, в России вдвое меньше, чем в странах ОЭСР.
Представляется целесообразным с этой точки зрения проанализировать все материалы для чтения, которые функционируют в школе. При этом следует обратить особое внимание на 5-7 классы. Дело в том, что в международном мониторинге PIRLS отечественное образование продемонстрировало чрезвычайную успешность выпускников начальной школы. PIRLS изучает читательскую грамотность учащихся, проучившихся четыре года. Четвертый год обучения принято считать важнейшим рубежом в формировании главного результата современного образования – умения учиться. В благоприятной образовательной среде между третьим и пятым годом школьного обучения происходит качественный переход в становлении важнейшего компонента учебной самостоятельности: заканчивается обучение чтению (технике чтения), начинается чтение для обучения – использование письменных текстов как основного ресурса самообразования.
Итак, мы располагаем следующими фактами.
• Российские четвероклассники (по данным PIRLS 2001 и 2006 годов) обладают чрезвычайно высоким уровнем готовности к чтению для обучения.
• Основное чтение для обучения (прежде всего – обучение по учебникам истории, географии, биологии и пр.) начинается в 5-7 классах.
• К 9-10 классу (по данным PISA 2000, 2003, 2006, 2009 годов) читательская грамотность российских учащихся оказывается существенно ниже мировых стандартов.
Логично предположить, что на переходе из начальной в основную школу должны быть обеспечены педагогические условия, превращающиеся готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение молодых людей за порогом школы.
Таблица 1.
Результаты стран по читательской грамотности*
Страна | Средний балл | Стандартная ошибка измерения | Место страны среди других стран | |
1 | Шанхай (Китай) | 556 | (2,4) | 1 |
2 | Республика Корея | 539 | (3,5) | 2-4 |
3 | Финляндия | 536 | (2,3) | 2-4 |
4 | Гонконг (Китай) | 533 | (2,1) | 3-4 |
5 | Сингапур | 526 | (1,1) | 5-6 |
6 | Канада | 524 | (1,5) | 5-7 |
7 | Новая Зеландия | 521 | (2,4) | 6-9 |
8 | Япония | 520 | (3,5) | 5-9 |
9 | Австралия | 515 | (2,3) | 8-10 |
10 | Нидерланды | 508 | (5,1) | 8-16 |
11 | Бельгия | 506 | (2,3) | 10-14 |
12 | Норвегия | 503 | (2,6) | 10-18 |
13 | Эстония | 501 | (2,6) | 11-21 |
14 | Швейцария | 501 | (2,4) | 11-21 |
15 | Польша | 500 | (2,6) | 11-22 |
16 | Исландия | 500 | (1,4) | 12-19 |
17 | США | 500 | (3,7) | 11-25 |
18 | Лихтенштейн | 499 | (2,8) | 11-23 |
19 | Швеция | 497 | (2,9) | 13-26 |
20 | Германия | 497 | (2,7) | 14-26 |
21 | Ирландия | 496 | (3,0) | 15-27 |
22 | Франция | 496 | (3,4) | 14-27 |
23 | Тайвань | 495 | (2,6) | 17-27 |
24 | Дания | 495 | (2,1) | 18-26 |
25 | Великобритания | 494 | (2,3) | 19-27 |
26 | Венгрия | 494 | (3,2) | 16-27 |
27 | Португалия | 489 | (3,1) | 23-31 |
28 | Макао (Китай) | 487 | (0,9) | 27-30 |
29 | Италия | 486 | (1,6) | 27-31 |
30 | Латвия | 484 | (3,0) | 27-34 |
31 | Словения | 483 | (1,0) | 30-33 |
32 | Греция | 483 | (4,3) | 27-37 |
33 | Испания | 481 | (2,0) | 30-35 |
34 | Чешская Республика | 478 | (2,9) | 31-37 |
35 | Словацкая Республика | 477 | (2,5) | 32-37 |
36 | Хорватия | 476 | (2,9) | 33-39 |
37 | Израиль | 474 | (3,6) | 33-40 |
38 | Люксембург | 472 | (1,3) | 36-39 |
39 | Австрия | 470 | (2,9) | 36-41 |
40 | Литва | 468 | (2,4) | 38-41 |
41 | Турция | 464 | (3,5) | 39-43 |
42 | Дубай (ОАЭ) | 459 | (1,1) | 41-43 |
43 | Россия | 459 | (3,3) | 41-43 |
44 | Чили | 449 | (3,1) | 44-44 |
45 | Сербия | 442 | (2,4) | 45-46 |
46 | Болгария | 429 | (6,7) | 45-50 |
47 | Уругвай | 426 | (2,6) | 46-50 |
48 | Мексика | 425 | (2,0) | 46-49 |
49 | Румыния | 424 | (4,1) | 46-50 |
50 | Таиланд | 421 | (2,6) | 47-51 |
51 | Тринидад и Тобаго | 416 | (1,2) | 50-52 |
52 | Колумбия | 413 | (3,7) | 50-55 |
53 | Бразилия | 412 | (2,7) | 51-54 |
54 | Черногория | 408 | (1,7) | 53-56 |
55 | Иордания | 405 | (3,3) | 53-58 |
56 | Тунис | 404 | (2,9) | 54-58 |
57 | Индонезия | 402 | (3,7) | 54-58 |
58 | Аргентина | 398 | (4,6) | 55-59 |
59 | Казахстан | 390 | (3,1) | 58-60 |
60 | Албания | 385 | (4,0) | 59-60 |
61 | Катар | 372 | (0,8) | 61-63 |
62 | Панама | 371 | (6,5) | 61-64 |
63 | Перу | 370 | (4,0) | 61-64 |
64 | Азербайджан | 362 | (3,3) | 63-64 |
65 | Кыргызстан | 314 | (3,2) | 65 |
* В этой и последующих таблицах светло-серым цветом выделены страны, средний балл которых статистически значимо выше среднего балла по странам ОЭСР, белым цветом - страны, средний балл которых не отличается ниже среднего балла по странам ОЭСР.
Источник сообщения - Исследования: PISA-2009. Результаты.
Здесь же вы можете ознакомиться с результатами математической и естественно-научной грамотности российских школьников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий