Друзья мои, а зачем нужен самолёт? Думаете, для того чтобы летать в другие города, страны? Я-то с вами согласна. Зато вот наши предки удивились бы, услышав такое! Самолётом-то землю пашут! — утверждали бы они. И теперь настал ваш черед удивляться.
Да, да, все это правда. Просто изначально слово "самолет" обозначало вовсе не летательный аппарат с крыльями и хвостом. И об этом можно узнать, прочитав размещенную ниже статью Инны Гамазковой в журнале "Наука и жизнь" (№ 11, 2011 г.).
Во времена, когда пахали сохой, мастеровитые люди придумали, как её усовершенствовать, чтобы лошадь и пахарь не надрывались. У сохи появилась родня — косуля, которая отваливала пласт наискось, в одну сторону. Косули были разные: вятские — такие, вологодские — эдакие. А башковитые ярославцы смастерили особо лёгкую, которая сама так по полю и летит! Потому и назвали её косуля-самолёт.
В середине XVIII века на вопрос, для чего нужен самолёт, знающие люди нам бы ответили: чтобы ткать! Почему? Да потому, что англий-ский изобретатель Джон Кей в 1733 году усовершенствовал ткацкий стан: теперь челноком управлял особый механизм и вместо двух человек полотно мог изготавливать один. Когда новый челнок появился в России и мастерá увидели, как он сам собой словно летает туда-сюда, им на ум пришло слово самолёт.
А вскоре появился ещё один самолёт: паром (судно, которое перевозит людей и грузы с берега на берег). Чтобы паром двигался, его тащат тросом, который накручивается на барабан. Но и тут поработали умные головы. Изобретатели сделали дно у парома скошенным. Волны били в откос, толкая паром против течения. Теперь он двигался сам и тоже получил прозвище самолёт.
Слово так понравилось волжским купцам, что когда они организовали пароходную компанию, чтобы возить по Волге пассажиров, почту и разные грузы, то назвали её «Пароходное общество “Самолёт”». Говорят, самолётские пароходы приходили всегда точно по расписанию, хоть часы по ним проверяй!
За десять лет до создания компании «Самолёт», в 1843 году, из Петербурга в Павловск выехал самый первый в России поезд. Двигала его паровая машина, а то, что ходит с помощью пара, должно быть названо… Правильно — пароход! Да, было такое время, когда самолёты плавали, а пароходы по рельсам катились.
Но вот наступил ХХ век. Взлетели первые аэропланы, и тут изобретателям опять пришло на ум хорошее русское слово — самолёт. Тем более что теперь-то он и правда летал по небу!
Да, да, все это правда. Просто изначально слово "самолет" обозначало вовсе не летательный аппарат с крыльями и хвостом. И об этом можно узнать, прочитав размещенную ниже статью Инны Гамазковой в журнале "Наука и жизнь" (№ 11, 2011 г.).
Во времена, когда пахали сохой, мастеровитые люди придумали, как её усовершенствовать, чтобы лошадь и пахарь не надрывались. У сохи появилась родня — косуля, которая отваливала пласт наискось, в одну сторону. Косули были разные: вятские — такие, вологодские — эдакие. А башковитые ярославцы смастерили особо лёгкую, которая сама так по полю и летит! Потому и назвали её косуля-самолёт.
В середине XVIII века на вопрос, для чего нужен самолёт, знающие люди нам бы ответили: чтобы ткать! Почему? Да потому, что англий-ский изобретатель Джон Кей в 1733 году усовершенствовал ткацкий стан: теперь челноком управлял особый механизм и вместо двух человек полотно мог изготавливать один. Когда новый челнок появился в России и мастерá увидели, как он сам собой словно летает туда-сюда, им на ум пришло слово самолёт.
А вскоре появился ещё один самолёт: паром (судно, которое перевозит людей и грузы с берега на берег). Чтобы паром двигался, его тащат тросом, который накручивается на барабан. Но и тут поработали умные головы. Изобретатели сделали дно у парома скошенным. Волны били в откос, толкая паром против течения. Теперь он двигался сам и тоже получил прозвище самолёт.
Слово так понравилось волжским купцам, что когда они организовали пароходную компанию, чтобы возить по Волге пассажиров, почту и разные грузы, то назвали её «Пароходное общество “Самолёт”». Говорят, самолётские пароходы приходили всегда точно по расписанию, хоть часы по ним проверяй!
За десять лет до создания компании «Самолёт», в 1843 году, из Петербурга в Павловск выехал самый первый в России поезд. Двигала его паровая машина, а то, что ходит с помощью пара, должно быть названо… Правильно — пароход! Да, было такое время, когда самолёты плавали, а пароходы по рельсам катились.
Но вот наступил ХХ век. Взлетели первые аэропланы, и тут изобретателям опять пришло на ум хорошее русское слово — самолёт. Тем более что теперь-то он и правда летал по небу!
Рисунoк Натальи Буш |
Комментариев нет:
Отправить комментарий